Урок-игра «Математическое ралли»

6 класс

Тема: «Действия с обыкновенными дробями»

Цель: закрепить и усовершенствовать навыки действий над обыкновенными дробями;

повысить интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала;

воспитывать умение слушать мнение товарищей, умение работать коллективно.

Задачи урока:

1. Проверка правильности, полноты и осознанности знаний по теме

2. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности

3. Воспитание благожелательных отношений между учителем и учащимися и между самими учащимися, т.к. это

-определяет характер духовных отношений в коллективе,

-формирует психологический климат,

-оказывает действенное влияние на формирование характера и поведение учащихся

Тип урока: урок повторения.

Методы: живое слово  учителя, словесные, практические, наглядные, беседа, метод познания: логический, игровой.

Межпредметные связи: история, литература

Наглядность: портрет Л.Н. Толстого, презентация, карточки с заданиями, эмблемы, маршрутный лист, флажки.

Ход урока 

- Дорогие, ребята. Приглашаю вас поучаствовать в математическом ралли. Каждая группа-это экипаж машины. У нас 4 экипажа, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает законы сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, умножения и деления обыкновенных дробей, который  умеет слушать мнение товарищей, умеет работать коллективно.

Победит тот экипаж, который наберет больше очков, будет работать четко, грамотно, слажено, пройдя по всей трассе движения. А во всяком экипаже должен быть командир. Вы его уже выбрали.

         Все ли готовы? А для этого нужно иметь все необходимое, а именно: тетради, ручки и знания.

Запишем дату наших соревнований. Сегодня 15 декабря 2010 года.

(пишу на доске) Так как наше ралли проходит в классной обстановке. Запишем: Классная работа. И посвящено «Действиям с обыкновенными дробями». Запишем тему.

Ребята, отправляясь в  путь, вы должны иметь маршрутный лист. Он перед вами. Также у вас на столах лежат интересные задания. Прошу капитанов брать задания по моей команде.

- Итак, начинаем.

- Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача!

А девиз нашей гонки: давайте вместе прочитаем

«Торопись – медленно!» (Мультимедия)

- Но прежде, чем отправиться, автомобили необходимо заправить… нужными знаниями.

Блиц-опрос по теории.

(на мультимедия!  Прием ученик-ученик взаимодополняемость ответа).

- правила сложения и вычитания дробей;

  • Чтобы сложить, вычесть или сравнить дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю; 2) сложить, сравнить или вычесть полученные дроби.

- правила умножения дробей

  • Чтобы умножить дробь на дробь, надо: 1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; 2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

- правила деления дробей

  • Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.

- что такое взаимно обратные дроби?

  • Два числа, произведение которых равно нулю.

2 задание.

Дополнить до единицы. (сумма двух чисел равна единице)

- Счастливого пути всем вам.

Итак, стартуем!

- Старт произойдет под девизом: 

Проверим местность! (Устная работа)

Упражнение 15.

- Перед вами цепочка действий с обыкновенными дробями. Задача экипажа получить конечный результат. Промежуточные результаты можете записывать в тетрадь.

- На старт! Внимание! Поехали! (1 или 2 цепочки)

- Стоп. Проверяем. Внимание на экран.

- А проверка по конечному результату.

ОТМЕТИТЬ НА ЭКРАНЕ СОРЕВНОВАНИЙ

1задание – 3 мин.

Проверка – 1 минута

2 задание – 3 минуты

Проверка – 1 минута

Музыка (машины мчатся)

Этап 2. Невозможно посчитать,

Умей знания применять.

- Мы приближаемся к стоянке автомобилей. Пересчитать машины вы не успеете, поэтому я предлагаю решить следующую задачу. (читает ученик)

На  автомобильной  стоянке  стоят  45  автомобилей,

причем  грузовые автомобили составляют 2/9 легковых автомобилей. Сколько легковых автомобилей на стоянке?                                                         

- Запишите ответ в ваш маршрутный лист. А решаем в тетради.

( На доске написано и спрятано):

Пусть Х легковых автомобилей, тогда 2/7х – грузовых.____ Всего 45.

Составим и решим уравнение

Х +2/7Х = 45

12/7Х = 45

Х=45:12/7

Х=45: 9/7

Х=45*7/9

Х=35

Ответ: 35 легковых автомобилей.

Подведение итогов.

Отметить на экране соревнований.

Этап 3. Внезапная остановка.

- Необходимо устранить неисправность автомобиля.

Третий этап пройдет под девизом:

Думай, считай.

Правила соблюдай!

На карточках задания с ошибками. Ваша задача, найти и устранить неполадки.

4 этап. Привал. (Физкультминутка) под музыку

- Сегодня у вас необычный день. Местность незнакомая. Давайте посмотрим вокруг и найдем:

- правильные дроби;                 Назовите их.

- неправильные дроби;

- взаимно обратные числа;

- смешанные числа.

5 этап. Финиш.

- Вы также знаете, что дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь, о каком типе задач идет речь?

Дробь от числа хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное  число

На эту дробь умножить.

- Что это за задачи?

( Задачи на нахождение дроби от числа).

Задача. (на мультимедии)

Весь путь вашей гонки 40 км. 3/5 пути вами уже пройдено.

Сколько км осталось пройти?

1.     3/5 от 40 40:5*3= 24 км

2.     40-24=16 км

Ответ: 16 км.

Подведение итогов.

6 этап.

обратимся к истории.

 

·         Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях, люди встретились с необходимостью ввести дроби.

•           Дроби были нужны, чтобы выразить результат измерения длины, массы в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Название этих новых единиц измерения и стали первыми названиями дробей.

•         Изобретение этих трех различных видов дробей представляло для человечества разные степени трудности, поэтому разные виды дробей появлялись в разные эпохи.

•         Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».

•         Первой дробью, с которой познакомились люди,

была половина. Следующей дробью была треть.

Египтяне все дроби старались записать

как суммы долей,

то есть дробей вида 1/n.

Например, вместо 8/15 они писали 1/3 + 1/5.

В папирусе Ахмеса есть задача:

"Разделить 7 хлебов между 8 людьми".
Современную систему записи дробей с числителем

 

и знаменателем создали в Индии.

Только там писали знаменатель сверху,

а числитель - снизу и не писали дробной черты.

А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

- Победителем нашего математического ралли стал экипаж автомобиля марки …

 

Подведение итогов.

- Сегодня на уроке мы обобщили, повторили все, что вы знаете по теме «Обыкновенные дроби»; закрепили умение и навыки при решении упражнений и задач; развивали память, внимание. Показали умение работать в группах, прислушиваться к мнению своих друзей и пусть это вам пригодится не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.

Итог – общий по классу

Итог – конкретно по группам

Повесить портрет

- Ребята, вы узнали кто изображен на портрете?

А в заключении мне хотелось бы вам привести высказывание великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель-то, что он о себе думает».

Домашним заданием для вас будет составить рассказ (эссе) по этому высказыванию.

- Ребята, я надеюсь вам понравилось наше математическое ралли.

Дорогие мои! Спасибо вам огромное за вашу поддержку!!!

Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-игра «Математическое ралли»

6 класс

 

Тема: «Действия с обыкновенными дробями»

Цель:

закрепить и усовершенствовать навыки действий над обыкновенными дробями;

повысить интерес к предмету в процессе повторения пройденного материала;

воспитывать умение слушать мнение товарищей, умение работать коллективно.

Задачи урока:

1. Проверка правильности, полноты и осознанности знаний по теме

2. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности

3. Воспитание благожелательных отношений между учителем и учащимися и между самими учащимися, т.к. это

-определяет характер духовных отношений в коллективе,

-формирует психологический климат,

-оказывает действенное влияние на формирование характера и поведение учащихся

 

Тип урока:

урок повторения.

 

Методы: живое слово  учителя, словесные, практические, наглядные, беседа, метод познания: логический, игровой.

 

Межпредметные связи: история, литература

 

Наглядность: портрет Л.Н. Толстого, презентация, карточки с заданиями, эмблемы, маршрутный лист, флажки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока 

- Дорогие, ребята. Приглашаю вас поучаствовать в математическом ралли. Каждая группа-это экипаж машины. У нас 4 экипажа, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает законы сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, умножения и деления обыкновенных дробей, который  умеет слушать мнение товарищей, умеет работать коллективно.

Победит тот экипаж, который наберет больше очков, будет работать четко, грамотно, слажено, пройдя по всей трассе движения. А во всяком экипаже должен быть командир. Вы его уже выбрали.

         Все ли готовы? А для этого нужно иметь все необходимое, а именно: тетради, ручки и знания.

Запишем дату наших соревнований. Сегодня 15 декабря 2010 года.

(пишу на доске) Так как наше ралли проходит в классной обстановке. Запишем: Классная работа. И посвящено «Действиям с обыкновенными дробями». Запишем тему.

Ребята, отправляясь в  путь, вы должны иметь маршрутный лист. Он перед вами. Также у вас на столах лежат интересные задания. Прошу капитанов брать задания по моей команде.

 

- Итак, начинаем.

2 минуты

 

- Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача!

 

А девиз нашей гонки: давайте вместе прочитаем

«Торопись – медленно!» (Мультимедия)

4 минуты

- Но прежде, чем отправиться, автомобили необходимо заправить… нужными знаниями.

Блиц-опрос по теории.

(на мультимедия!  Прием ученик-ученик взаимодополняемость ответа).

- правила сложения и вычитания дробей;

  • Чтобы сложить, вычесть или сравнить дроби с разными знаменателями, надо: 1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю; 2) сложить, сравнить или вычесть полученные дроби.

 

- правила умножения дробей

  • Чтобы умножить дробь на дробь, надо: 1) найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей; 2) первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.

 

- правила деления дробей

  • Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.

- что такое взаимно обратные дроби?

  • Два числа, произведение которых равно нулю.

 

2 задание.

Дополнить до единицы.

(сумма двух чисел равна единице)

Похвалить.

- Счастливого пути всем вам.

4 минуты

Итак, стартуем!

 

- Старт произойдет под девизом: 

Проверим местность! (Устная работа)

Упражнение 15.

 

- Перед вами цепочка действий с обыкновенными дробями. Задача экипажа получить конечный результат. Промежуточные результаты можете записывать в тетрадь.

- На старт! Внимание! Поехали! (1 или 2 цепочки)

 

- Стоп. Проверяем. Внимание на экран.

- А проверка по конечному результату.

 

ОТМЕТИТЬ НА ЭКРАНЕ СОРЕВНОВАНИЙ

1задание – 3 мин.

Проверка – 1 минута

2 задание – 3 минуты

Проверка – 1 минута

Музыка (машины мчатся)

Этап 2. Невозможно посчитать,

Умей знания применять.

 

- Мы приближаемся к стоянке автомобилей. Пересчитать машины вы не успеете, поэтому я предлагаю решить следующую задачу. (читает ученик)

 

На  автомобильной  стоянке  стоят  45  автомобилей,

причем  грузовые автомобили составляют 2/9 легковых автомобилей. Сколько легковых автомобилей на стоянке?                                                           3 минуты

- Запишите ответ в ваш маршрутный лист. А решаем в тетради.

( На доске написано и спрятано):

Пусть Х легковых автомобилей, тогда 2/7х – грузовых.____ Всего 45.

Составим и решим уравнение

Х +2/7Х = 45

12/7Х = 45

Х=45:12/7

Х=45: 9/7

Х=45*7/9

Х=35

Ответ: 35 легковых автомобилей.

 

Подведение итогов.

Отметить на экране соревнований.

Этап 3. Внезапная остановка.

 

- Необходимо устранить неисправность автомобиля.

Третий этап пройдет под девизом:

Думай, считай.

Правила соблюдай!

На карточках задания с ошибками. Ваша задача, найти и устранить неполадки.

5 минут

4 этап. Привал. (Физкультминутка) под музыку

 

- Сегодня у вас необычный день. Местность незнакомая. Давайте посмотрим вокруг и найдем:

- правильные дроби;                 Назовите их.

- неправильные дроби;

- взаимно обратные числа;

- смешанные числа.

1 минуты

5 этап. Финиш.

 

- Вы также знаете, что дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь, о каком типе задач идет речь?

Дробь от числа хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное  число

На эту дробь умножить.

- Что это за задачи?

( Задачи на нахождение дроби от числа).

1 минута

Задача. (на мультимедии)

Весь путь вашей гонки 40 км. 3/5 пути вами уже пройдено.

Сколько км осталось пройти?

1.     3/5 от 40 40:5*3= 24 км

2.     40-24=16 км

 

Ответ: 16 км.

Подведение итогов.

 

4 минуты

6 этап.

обратимся к истории.

 

 

·         Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях, люди встретились с необходимостью ввести дроби.

 

•           Дроби были нужны, чтобы выразить результат измерения длины, массы в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Название этих новых единиц измерения и стали первыми названиями дробей.

 

 

•         Изобретение этих трех различных видов дробей представляло для человечества разные степени трудности, поэтому разные виды дробей появлялись в разные эпохи.

 

•         Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».

 

 

•         Первой дробью, с которой познакомились люди,

была половина. Следующей дробью была треть.

Египтяне все дроби старались записать

как суммы долей,

то есть дробей вида 1/n.

Например, вместо 8/15 они писали 1/3 + 1/5.

В папирусе Ахмеса есть задача:

"Разделить 7 хлебов между 8 людьми".
Современную систему записи дробей с числителем

 

и знаменателем создали в Индии.

Только там писали знаменатель сверху,

а числитель - снизу и не писали дробной черты.

А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

 

- Победителем нашего математического ралли стал экипаж автомобиля марки …

2 минуты

 

Подведение итогов.

- Сегодня на уроке мы обобщили, повторили все, что вы знаете по теме «Обыкновенные дроби»; закрепили умение и навыки при решении упражнений и задач; развивали память, внимание. Показали умение работать в группах, прислушиваться к мнению своих друзей и пусть это вам пригодится не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.

Итог – общий по классу

Итог – конкретно по группам

Повесить портрет

- Ребята, вы узнали кто изображен на портрете?

1 минута

А в заключении мне хотелось бы вам привести высказывание великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель-то, что он о себе думает».

 

Домашним заданием для вас будет составить рассказ (эссе) по этому высказыванию.

1 минута

- Ребята, я надеюсь вам понравилось наше математическое ралли.

Дорогие мои! Спасибо вам огромное за вашу поддержку!!!

 

Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© mchab

Сделать бесплатный сайт с uCoz