Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики

(защита проекта на конкурсе "Учитель года-2010")

                                              Каждый день, в который вы не пополнили

                                              своего образования хотя бы маленьким, но

                                              новым для вас куском знаний…считайте

                                              бесплодно и невозвратно для себя погибшим

К.С.Станиславский

Всем известно, что в году 12 месяцев, 52 недели, 365 суток, если год не високосный и соответственно 8760 часов, или 525600 минут, или 31536000 секунд. Такая математика, пожалуй, привычна для всех, кроме нас с вами...

Для всех новый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

А мы с вами? Мы же празднуем начало нового года 1 сентября, а заканчиваем год в конце июня, причем дата строго не определена: это ночь после выпуска. Да и наш год длится всего 34 учебные недели.

... Наша профессия подарила нам другую систему исчисления. У нас другие координаты времени и другая точка начала отсчета....

... Как вы уже поняли, я - учитель математики.

У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная, уж очень большие задачи стоят передо мной. От того - большая ответственность. Профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим качествам. Поэтому я и работаю в  школе, а рядом со мной мои коллеги, талантливые люди, каждый из них - личность.

Что составляет основу  нашей профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. Чувство юмора? А почему бы и нет! А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.   Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий.

Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые информационные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозирован.

Работая над темой «Использование  информационно-компьютерных технологий на уроках математики » , я поставила себе задачу: подобрать оптимальные сочетания новых информационных технологий с традиционными образовательными технологиями  для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 6 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач.  Применение ИКТ на уроках во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых,  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, Интернет-ресурсы.

Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

В виду того, что компьютерный  класс не всегда свободен, использую ИКТ в сочетании с другими образовательными технологиями.

 Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:

Ø  при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;

Ø  при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;

Ø  при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

Ø  при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов.

Какие компьютерные продукты я использую на уроках? Во-первых, это компьютерная презентация.  На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

  При изучении новой темы я провожу  урок-лекцию с применением мультимедийной презентации.    Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.

             Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса.

Во-вторых, компьютерное тестирование. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ЕГЭ. Использование информационных технологий здесь оказывает огромную помощь. Необходимо признать, что готовые программы наиболее продуктивно можно использовать  только при индивидуальной домашней подготовке ученика, поскольку они зачастую не разбиты на темы и могут содержать не те вопросы, которые хотелось бы учителю повторить с учащимися или включить в контрольную работу. Поэтому приходится создавать тестовые задания по определенным темам, используя различные программы. Эти тестирующие программы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности проконтролировать знания учащихся. На данный момент  мною накоплен банк интерактивных тестов, задания которых частично взяты из КИМов по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике разных лет, частично скорректированные.

Тесты использую различных видов.   Это обучающие тесты, которые предназначены для отработки навыков решения задач по определенной теме. Ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой.  Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме, при его выполнении ученик имеет всего одну попытку. Выполнив тест, ученик сразу видит свой результат.   Тесты составляю сама в программах   Word, Excel, PowerPoint.

Для формирования информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний, я использую Интернет и мультибиблиотеки. В качестве домашней работы даю творческие задания. Например, в _ классе после изучения темы «Четырёхугольники» ребята получили задание – подготовить реферат  “Применение четырехугольников в повседневной жизни”.  Для детей с повышенной мотивацией предлагаю им сайты, где они могут найти дополнительную информацию по теме или дистанционно проверить уровень своих знаний, а также участвовать в различных олимпиадах и конкурсах.

Однако при использовании информационных технологий могут возникать некоторые сложности при построении урока. Так как количество учащихся в классе значительно превышает число компьютеров в кабинете, компьютерные навыки у детей имеют разный уровень: кого–то можно считать «продвинутым» пользователем, а кто–то только начинает осваивать компьютер. Кроме того, необходимо учитывать возраст ребёнка, так как от него зависит продолжительность работы за компьютером.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются.  Как говорит пословица:  «Тебе скажут -  ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».

  Одна  из серьезных проблем современной  школы  -  нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние  порождает ряд других не менее катастрофических проблем:

- усиливается репрессивная, принудительная составляющая учебного процесса,

- подавляются творческие начала,

- снижается качество знаний.

Обучение будет успешным, если ребятам на уроках будет интересно. Задача учителя – вызвать интерес к той или иной деятельности.   

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 

Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.

Актуальность использования  компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:

Ø  программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

Ø  задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

Ø  есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу математики;

Ø  в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник";

Ø  программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими явление или подобрать примеры к теме урока;

Ø  программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-математиков.

Особое внимание  я  уделяю продуктам серии « 1С: Математика». А «Интерактивную математику», «Новые возможности для усвоения курса математики» использую как на уроках алгебры, так и на уроках геометрии, где компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.

ВЫВОД:

Использование компьютерной техники открывает огромные  возможности  для педагога: компьютер  может взять на себя функцию контроля знаний,  поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, решение задач на построение, построение сложных графиков т.д.)
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня. Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© mchab

Сделать бесплатный сайт с uCoz