Патриотическое воспитание как одно из направлений развития гармоничной личности

(выступление на семинаре для директоров школ)

Уважаемые коллеги!

Свое выступление я хотела бы начать с притчи.

Это произошло давным – давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами,  на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и  пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

Можно сказать, что воспитание подрастающего поколения находится в наших руках. Ведь на всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление.

Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

В современном историческом процессе проблемным остается не только духовное, но и физическое существование народа, и поэтому главными направлениями образования (и исторического в том числе) должны стать народное возрождение и процветание. Необходимо восстановление в своем высшем гражданском достоинстве благородных понятий “патриот” и “патриотизм”, означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землей. И верно сказал А. И. Солженицын: “Горе той стране, где слова “патриот” или “демократ” считаются бранью”. И в авторитетном документе “О состоянии и перспективах государственной национальной политики” сказано: “Формирование сознания “Я - россиянин” должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников”.

Федеральная программа развития образования, принятая в апреле 2000 года, определила круг задач гражданско-правового образования и воспитания школьника. А 15 января 2003 года было опубликовано инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации”,   где ставилось перед современной школой задача гражданского образования личности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и местных сообществ. В данном документе отмечается, что гражданское образование – это воспитание и обучение, ориентированное на создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. Совокупность этих свойств может быть представлена в виде следующей триады: гражданская компетентность, активная социальная позиция и социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества.

         Патриотизм -  это любовь, преданность и привязанность к   своему народу, Родине.

Из  чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.

Наша Зарёвская школа, расположенная в селе Растуново, - это маленькая часть России. На сегодняшний день в ней обучается 600 учеников.  Важнейшим аспектом воспитания подрастающего поколения, по мнению педагогического коллектива школы, является патриотическое воспитание. Патриотизм – это одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сфере жизни. Оно неразрывно связано с активной деятельностью, действиями, поступками, осуществляемыми на благо Отечества. Как никогда сейчас важна  тема  отчего дома, малой Родины, чистоты русского языка, тема возрождения традиций, культуры, тема духовного возрождения.

Основными направлениями воспитательной работы по развитию чувства патриотизма у учащихся  являются:

- интеллектуально-краеведческое  направление –  оно  направлено на изучение истории, природы, культуры, экономики страны, своей местности;

- героико-патриотическое направление  –  служит сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения  к военной профессии;

- творческо-краеведческое  направление  – воспроизводство образцов народной культуры, создание новых;

- гражданское (гражданско-патриотическое) направление   – направлено  на формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной;

- спортивное  направление  – направлено на физическое развитие учащихся, формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений; реализуется через занятия физкультурой и спортом.

Рассмотрев содержание понятия «патриотизма»  как нравственной категории, отражающей по сути этапы его развития у ребят, выделив основные направления воспитательной работы, мы подошли к механизму реализации поставленных целей на базе нашей школы.

Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства.

Изучение родного края  мы рассматриваем как систему, в которой могут развиваться несколько направлений: географическое, историческое, литературное, природоведческое, экологическое и др. Все они являются элементами единого комплекса и тесно связаны между собой как по содержанию, так и по форме. Беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Познание родной культуры должно носить системный, плановый характер. Его содержание, тематика, формы и методы определяются с учетом возрастных особенностей учащихся.

Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д. – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. В своей работе наши учителя стремятся  к тому, чтобы у детей появилось желание и необходимость познать себя, ответить на вопросы: кто мы и откуда вышли? Куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем, что передадим потомкам? И обернувшись к своим корням, прежде всего, необходимо осознать себя как граждан великой страны. Что каждого из нас роднит со своим народом?  Язык, обычаи, традиции, общность исторической судьбы, самосознание, культура.

Применение материала о народной культуре разнообразно: это использование жанров устного народного творчества; использование изделий декоративно-прикладного искусства как средства наглядности с целью развития связной речи школьников. Выбор произведений народной культуры в качестве дидактической основы и средства формирования культуроведческой компетенции определен их важным воспитательным потенциалом.

Вновь создающийся школьный краеведческий музей собирает по крупицам материал об истории родного края, сведения о людях, живущих на его земле. Ребята  изучают собранный материал, под руководством учителей истории создают экспозиций, проводят экскурсии для учащихся.  Учителя- предметники используют музейный материал в учебном процессе, осуществляют тесную связь с местным краеведческим музеем имени Бориса Ивановича Тимофеева, расположенном   на территории села Растуново. Основатель музея Б. И. Тимофеев - автор ряда книг по краеведению, истории Домодедовского района, долгое время был директором нашей школы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой и общественными организациями. Разработан график посещения музея. Экскурсовод и в настоящее время директор музея, однофамилица основателя музея Тимофеева Н. Т. сотрудничает с классными руководителями, организовывая экскурсии и тематические классные часы.

Ежегодно члены кружка «Краеведение» принимают участие в районной краеведческой  конференции «Отечество», а дважды защищали честь района на зональных конференциях. Члены кружка собирают материалы об истории края, земляках, прославивших свою малую Родину.  

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма  как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воздействие учителя на эмоционально-волевую сферу ребенка через разнообразные формы деятельности позволяет преодолевать социально-общественный инфантилизм учащихся, заложить основы гражданской зрелости личности, умеющей принимать решения и брать ответственность за их исполнение.

Одним  из направлений патриотического воспитания является подготовка юношей к службе в армии.  

Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, недостаточное оснащение современной военной техникой. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

Подготовка молодых людей к службе в армии и военно-патриотическое воспитание учащихся направлены на получение учениками нашей школы знаний о военных профессиях, военно-учетных специальностях солдат, матросов, сержантов и старшин и родственных гражданских специальностях, возможностях и тактико-технических характеристиках современного оружия и боевой техники Вооруженных сил РФ, истории русской Армии, способах и навыков оказания первой медицинской помощи на поле боя и эвакуации раненых, выживании в автономной ситуации, приемах самообороны и нападения в бою, умению метко стрелять, принимать верные решения в критических ситуациях, а также на формирование психологической готовности к призыву на военную службу, к овладению военно-учетными специальностями, обучению в военно-учебных заведениях.

Педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цели по подготовке учащихся к службе в армии:

- формировании военно-профессиональной направленности личности;

- развитие способности осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учебными специальностями;

- содействие непрерывному росту профессионализма и достижению самореализации личности в области военно-профессиональной деятельности.

Задачи по подготовке учащихся у службе в армии решаются через взаимодействие

с военным комиссариатом г. Домодедово;

с воинской частью «Ильинское»;

с ветеранами ВОВ и военной службы;

с выпускниками школы, отслужившими срочную службу;

а также путем совершенствования учебно-материальной базы школы для усиления военно-профессиональной ориентации учащихся. Учебные сборы юношей 10-х классов проводятся ежегодно согласно нормативным документам с привлечением к занятиям учителей биологии, физкультуры, ОБЖ и с полным использованием учебно-материальной базы.

Внеклассная работа с учащимися-юношами по подготовке к службе в армии проводятся практически непрерывно:

ежегодно ученики школы принимают участие

- в конкурсе рисунков, плакатов «Служба ратная, служба солдатская»,

- соревнованиях допризывной молодежи;

- смотре строя и песни;

- военно-спортивной игре «Зарница».

На классных часах проводятся  беседы о необходимости службы в рядах вооруженных сил РФ, организуются встречи  с  выпускниками школы, прошедшими срочную службу, с курсантами военных училищ, с ветеранами Великой Отечественной войны.

Как  и прежде у ребят пользуются успехом массовые военизированные игры типа «Зарница», смотры юнармейских отрядов, конкурс «А ну-ка, парни» и другие.

Клип

Родина и свобода – это священные для каждого человека слова, а защита Отечества – почетный долг каждого гражданина. Наши  деды и прадеды с честью выполнили свой долг перед Родиной и завещали нам хранить и оберегать ее.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

Жизнь. Смерть. Память. И снова жизнь. Таков вечный закон нашего бытия. И память нужна не только им, уже прошедшим дорогами жизни и сказавшим свое бессмертное слово. Она нужна прежде всего нам. Ибо без памяти человек ничто. Ибо не имеет права прерываться духовная история поколений. Если мы забудем, то и нас тогда никто не вспомнит. Забвение – вот настоящая смерть. И только память сильнее смерти.

События военных лет оставили неизгладимый след в жизни каждого человека нашей страны. Океан горя, который несла с собой война, нельзя сравнить ни с какой бедой.

Для нас война – история, но она никогда не станет забытой. Ведь есть память сердца. И она – неизгладима.

    С чего начинается память – с берез?

              С речного песочка? С дождя на дороге?

              А если с убийства!

              А если со слез!

              А если с воздушной тревоги!

              А если с визжащей пилы в облаках,

              Со взрослых, в пыли распростертых!

              А если с недетского знания – как

              Живое становится мертвым

              И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

              Войной начинается память..

 

В нашей школе уже традиционными стали мероприятия, посвященные Победе русского народа в Великой отечественной войне. Это

 -литературно-музыкальные композиции,  например, «Песням тех военных лет  поверьте», «Вечной памятью живы», «Цветы и порох»;

- конкурс инсценированной военной песни  «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?»;

- конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»;

- викторины «Великие люди России», «Славные сыны Отечества»  и др.

- работа с памятными датами и событиями истории России;

- конкурс сочинений о войне, о родном крае.

Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными встречи с ветеранами, экскурсии по местам боевой славы, внеклассные мероприятия побуждают детей к творчеству.

 

Замечательной традицией нашей школы являются встречи с ветеранами войны и труда  «От всей души». Ребята  с 1 по 11 класс готовят выступления, причем на конкурсной основе (песни, танцы, стихи, сценки). Кроме того, ребята вместе с классными руководителями и родителями готовят ветеранам небольшие подарки – сувениры, пекут пироги, украшают зал и накрывают столы для чаепития. Радушие, открытость, душевная теплота, понимание и уважение – всё это привлекает ветеранов, и они с удовольствием приходят на наш праздник. В непринужденной обстановке за чаепитием ветераны беседуют с ребятами, сами выступают с воспоминаниями о военных годах, о пережитом, поют песни военных лет. Время пролетает незаметно и, покидая школу, ветераны благодарят учащихся школы и учителей за то, что о них не забывают, то в них и их советах ещё нуждаются. Обидно только, что с каждым годом наших ветеранов собирается все меньше и меньше. Но мы всегда будем помнить о тех, кто отстоял в боях свободу и независимость нашей Родины.

Ученики нашей школы  взяли на себя  шефство над памятником в деревне Мансурово  Виктору Талалихину, совершившему первый ночной таран в 1941 году (мемориальная доска была установлена на средства, собранные учениками Заревской школы),  и памятником неизвестному солдату, расположенному на территории с. Растуново. 

 В мае 2007 года  на здании школы   были открыты  гранитные мемориальные  доски,   посвященные погибшим в Афганистане и Чечне выпускникам школы:  Засоркину Евгению и Грибашову Николаю.

Каждый год 9 Мая учащиеся школы приходят на митинг, посвященный очередной годовщине со дня Победы. Пионеры и ученики, отличившиеся в учебе и общественной жизни школы, стоят в почетном карауле у памятника неизвестному солдату, неся Вахту памяти. Акция «Милосердие» (помощь ветеранам и пожилым людям микрорайона школы, операция «Поздравительная открытка», поздравление ветеранов с праздниками);

В последнее десятилетие у детей и подростков наметилась устойчивая тенденция роста интереса к прошлому своей семьи. Многие дети расспрашивают родителей о том, кем были их предки, где жили, чем занимались. Так в  семье Виктории Осетровой, ученицы 5б класса, есть единственная фотография ее прадеда, который погиб в Сталинградском сражении. Его имя золотыми буквами высечено на мемориальной доске на Мамаевом кургане.

Основные коллективные дела в школе традиционны и повторяются из года в год. Однако каждый год меняются содержание и форма их проведения. В рамках четкой системы общешкольных дел каждый класс и педагог имеют большую свободу выбора. Эти дела стимулируют творчество, инициативу, дают возможность для самовыражения и класса, и ученика, и учителя. В процессе совместной деятельности формируются отношения между взрослыми и детьми. Все это создаёт обстановку нравственного благополучия в интересах развития учащегося, направлено на развитие его потребностей. Коллективные творческие дела мы проводим  на высоком идейном, эмоциональном и организационном уровне. Они становятся традициями, которые бережно передаются из поколения в поколение.

В  своей  деятельности мы помним завет выдающегося отечественного историка и патриота Родины Николай Михайловича Карамзина, который учил: “…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины”.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа - такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

2011 год

 

 

 

© mchab

Сделать бесплатный сайт с uCoz