|
Как сделать урок интересным. Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли. В.А. Сухомлинский Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желаемым процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
Как привить учащимся интерес к обучению? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Наверняка подобные вопросы встают перед каждым учителем. Каждый из них в процессе интенсивных поисков, раздумий, проб находит свой вариант решений. Я преподаю замечательный предмет – математику. Для развития интереса к математике я применяю различные формы и методы организации учебного процесса, средства обучения. Разминки. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут. В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка. Приведу примеры вопросов:
1. Задачи для устного счета 1. От ленты отрезали 12 метров, а потом, еще 1/5 оставшейся части. 2. Около школы строят девятиэтажный дом. Шесть этажей уже построили. На сколько этажей меньше осталось построить, чем уже построили? Ответ: на 3 этажа. 3. В одном кабинете 31 комнатное растение, а в другом 23. Сколько растений нужно перенести из одного кабинета в другой, чтобы растений в каждом кабинете стало поровну? Ответ: 4 растения. 4. Гусь и утка вместе весят столько же, сколько поросенок. Гусь весит 8 кг, а поросенок 14 кг. Сколько весит утка? Ответ: 6кг. 2. Задачи, основанные на геометрическом материале 1. Длина и ширина прямоугольника вместе составляет 1 дм 4 см, причем длина равна 8 см. На сколько см ширина меньше длины? Ответ: на 2 см. 2. Периметр квадрата 28 см. Чему равен периметр прямоугольника, если его ширина равна стороне квадрата, а длина в 2 раза больше ширины? Ответ: 42 см. 3. Периметр прямоугольника 64 см. Найдите длину прямоугольника, если ширина составляет 1/4 часть периметра? Ответ: 16см. 4. Найдите площадь огорода прямоугольной формы, если человек обходит его за 5 минут, со скоростью 20 м/мин. Известно, что ширина огорода 20м. Ответ: 600 м2. 3. Задачи на движение - благодатный материал, служащий прекрасным средством развития мышления, поскольку обеспечивает напряжение мысли каждого ученика. 1. Между Астраханью и селом Барановка по Волге - 57 км. Зимой на санях одновременно выехали из этих двух пунктов друг другу навстречу два односельчанина. Лошадь из Барановки бежала со скоростью 10 км/ч, а из Астрахани - 9 км/ч. Из Барановки, кроме того, вместе с лошадью бежала собака. Сколько километров пробежала собака до встречи односельчан, если скорость ее бега составляла 12 км/ч? Ответ: 36км. 2. От пункта А до пункта В 580 км, а от пункта В до пункта С 420 км. На каждые 100 км пути автомобиль расходовал по 7кг топлива. Сколько всего топлива он израсходовал? Ответ: 70 кг. 3. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один из них в 1/4 часа проходит 13 км, а другой в 1/3 часа -16 км. Поезда встретились через 2 часа. Какое расстояние между городами? Ответ: 200 км. 4. По дороге движутся навстречу друг другу пешеход и велосипедист. Сейчас между ними 52 км. Скорость пешехода 4 км/ч, а скорость велосипедиста 9 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов? Ответ: 26км. 4. Задачи с несколькими способами решения 1. Пакет пряников и связка баранок вместе весят 9 кг, а два пакета пряников и связка баранок вместе весят 13 кг. Сколько весит 1 пакет пряников и сколько весит 1 связка баранок? Ответ: 4 кг, 5 кг. 2. 48 открыток расклеили в 3 альбома, и оказалось, что в первом и третьем одинаковое количество открыток. Сколько открыток во втором альбоме, если в первом и втором вместе 29 открыток? Ответ: 10 открыток. 3. В магазине 240 кг винограда развесили в пакеты по 3 кг и по 2 кг. Общий вес тех и других пакетов оказался одинаковым. Сколько пакетов каждого вида получилось? Ответ: 40 пакетов; 60 пакетов. 5. «Магические квадраты» Подберите числа так, чтобы квадрат стал магическим.
Дополнительное задание: используя числа квадрата, составьте из них произведения, один из множителей которых 2. 4x2 = 8 2x2 = 4 3x2 = 6 5x2 = 10 6. Выполните действия устно, а в тетрадь запишите те выражения, 1 вариант II вариант 100-76 32-17 72-16 48+25 80 -17 13 + 6 44 + 46 54 + 36 28 + 28 91 -59 100 -36 53 -37 7. Найдите последнее число, если первое 18.
8. «Круговые примеры» (Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого). Выполняется самостоятельно I вариант II вариант 1) 57:19 *26 78 1) 72:24 * 19 37 3) 91-38 + 15 68 4)75:5 + 69 84 5) 60:5*6 72 6) 98:2+23 72 2)78:6*7 91 2) (57 + 27) : 12 7 4)68:17*15 60 5) 84:6*7 98 5) 72 - 15*1 57 3) 7*13-16 75
|
|
© mchab |